на главную

RUS     ENG     TAT     DE

навигация

 

Магуба Сыртланова
(15. 7. 1912 - 1. 10. 1971)


Содержание
o Краткая история жизни прославленной летчицы
o Из наградного листа на М. Г. Сыртланову
o Яркая звезда в ночном небе
o Из биографии
o Из книги "Советские военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."
o Из наградного листа
o Из письма дочери Натальи Максимовны Бабкиной
 

Краткая история жизни прославленной летчицы


Сыртланова Магуба Гусейновна (по другим данным Хусаиновна) гвардии старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи 46-го гвардейского Таманского женского авиационного полка ночных бомбардировщиков. Родилась 15 июля 1912 года в г.Белебей (Башкирия). Татарка. Окончила аэроклуб и планерную школу в г.Тбилиси.В Советской Армии с июля 1941 года, призвана Тбилисским горвоенкоматом.


На фронтах Великой Отечественной войны с декабря 1942 года. Магуба Сыртланова сражалась на Северном Кавказе, Таманском полуострове, в Крыму, Белоруссии, Польше и в Восточной Пруссии. В боях проявляла исключительную смелость, мужество и отвагу, совершила 780 боевых вылетов с боевым налетом 928 часов, сбросила 190 т бомбового груза. В самых сложных метеорологических условиях Сыртланова с большой точностью выводила группы самолетов в заданные районы.

За мужество и отвагу гвардии старший лейтенант Магуба Гусейновна Сыртланова Указом Президиума Верховного Совета СССР удостоена звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№8261).
После войны персональная пенсионерка М.Г. Сыртланова жила в Казани. Скончалась 1 октября 1971 года.

Награждена орденом Ленина (1946), двумя орденами Боевого Крсного Знамени (1943, 1945), Отечественной войны 2-й степени (1944) и Красной Звезды (1944).

Имя М.Г. Сыртлановой носят улицы в городах Казани и Белебее, школа № 2 города Белебея, где открыт музей в память о прославленной лётчице.
 

Из наградного листа на  М. Г. Сыртланову


"... Имеет общий налет 2340 час. Сбросила по уничтожению войск противника 140 тонн бомбового груза. В результате точных бомбовых ударов в стане врага было вызвано 128 сильных взрывов, 85 очагов пожара, уничтожено и повреждено 2 переправы противника, 2 ж.-д. эшелона, взорван склад с горючим, уничтожено 3 арт. батареи, 2 прожектора и 4 автомашины с горючим.

... В ночь на 26 марта 1945 г. уничтожила скопление войск противника в районе Данцига. Несмотря на сильное ПВО противника, экипаж умело отыскивал цель и точно производил бомбометание. За ночь было произведено 8 боевых самолетовылетов, был подавлен огонь одной артбатареи".


Яркая звезда в ночном небе


Имя Магубы Сыртлановой, легендарной летчицы Великой Отечественной войны, золотыми буквами вписано в историю родного Башкортостана. Среди 261 Героя Советского Союза, выходца из нашей республики, она первая летчица, освоившая эту престижную профессию в период призыва "Молодежь - на самолеты!". Впоследствии она показала высокое тактическое мастерство на фронтах и вышла из войны гордой победительницей.


Из биографии


Магуба Хусаиновна Сыртланова родилась 16 июля 1912 года в г. Белебее. Трудовую биографию начала телеграфисткой на центральном телеграфе г.Коканда Узбекской республики, работала мотальщицей на шелкомотальной фабрике. После окончания курсов по подготовке техников-изыскателей начинает работать в Среднеазиатском управлении воздушных линий. Следуя юношеской мечте об авиации, добивается направления в летное училище в г. Балашове Саратовской области. Через год учебы по приказу "всех женщин отчислить" была вынуждена покинуть полюбившуюся школу и по собственной инициативе переехала в г. Тбилиси. Здесь ее привлекла возможность заниматься в аэроклубе. Молодая Сыртланова устраивается мотористом в авиаремонтную мастерскую и одновременно учится летать.


Учеба давалась легко, поэтому за короткое время Магуба выдвигается инструктором аэроклуба. Начинается период жизни, когда каждый день полон увлекательными открытиями. Здесь же, в Тбилиси, она переводится в планерную школу, увлеченно работает инструктором-пилотом. С началом войны в июне 1941-го начинает добиваться отправки на фронт.


Благодаря пробивной силе и настойчивости, через знакомство с высокопоставленным военачальником Сыртлановой удается быть зачисленной в список 46-го авиационного женского полка, базировавшегося в октябре 1942 года на Северном Кавказе. Полком командовала Евдокия Бершанская, впоследствии Герой Советского Союза.


Служба в Тбилиси способствовала овладению мастерством полетов в горах. Опытные летчики не раз повторяли: "Школа гор для летчика - великая школа". В полк она пришла с Клавдией Серебряковой, в прошлом учительницей из Стерлитамака, окончившей авиашколу в Херсоне.


В первом же полете у Сыртлановой штурманом была Марина Чечнева, заместитель командира эскадрильи. Она научила новенькую ловко уходить от лучей прожекторов, бесшумно подходить к цели, точно наносить бомбовый удар по цели. В другой раз с Сыртлановой летала штурман полка Женя Руднева, которая была восхищена техникой ее пилотирования. Когда после боевого задания Магуба посадила свой самолет на аэродром, Руднева доложила командованию полка: "Магуба Сыртланова - настоящая летчица. Смело подходит к цели.


Точно следует по ориентирам. С ней можно идти на любое задание. Вообще, летает здорово!". С первыми успехами Сыртланову тепло поздравила сама Бершанская и вскоре дала задание оказать помощь наземным частям и десанту морской пехоты, которые отбивались от наступлений немцев на Малой земле под Новороссийском.
Тяжело было летать, тем более в ночное время. Над морем, в горных ущельях воздушные течения резко менялись. Легкокрылый У-2 качало из стороны в сторону. Все это заставляло летчика быть предельно собранным, часто менять курс и высоту. Требовались хладнокровие и мужество. Сыртланова успешно справилась с заданием.


Девичий полк для немцев создавал большие непредвиденные проблемы. Подвергая ночным бомбардировкам базы скопления техники, вооружения, нанося большой урон живой силе, летчицы завоевали авторитет у советского командования. В то же время в устах немецких солдат и офицеров за ними закрепилось нелестное прозвище "ночные ведьмы".


Страх перед их ночными ударами был настолько велик, что фашистское командование было в растерянности. Дошло до того, что был издан приказ, предписывающий не столько увлекаться охотой за советскими истребителями, сколько за ночными бомбардировщиками У-2, на которых летали девушки из полка Бершанской.


Кстати, в полку большинство летчиц были 18-22 лет, все без исключения красивы. Среди них наша Магуба отличалась особой прелестью. Своим присутствием она могла бы украсить любое общество. А тут приходится слышать, что она из "ночных ведьм"…


Зато в соседних полках штурмовой, бомбардировочной и истребительной авиации к девушкам было исключительно нежное отношение. Их называли "совушками". По пять-шесть боевых вылетов совершали нежные "совушки" за ночь. Разрывая ночную темноту, многократно проникали в тылы немцев и не давали покоя точными бомбовыми ударами.


Хрупкие в мирной жизни девушки отчаянно дрались с врагом. Надо полагать, "ночными ведьмами" их прозвали неспроста. Воевали против немцев, вооруженных лучшими в мире самолетами и самыми мощными зенитными орудиями. Наш У-2 по своей легкости и хрупкости ни в какое сравнение с ними не шел. У-2 (или По-2) по своим техническим характеристикам - учебный самолет. Если бы не эта война, то ему так и ходить бы в разряде таковых, но война изменила его судьбу. Самолет использовали для полетов на ближние расстояния. Этот маленький, скромный по своим возможностям аппарат был создан советским авиаконструктором Н.Н.Поликарповым в 1927 году. Фюзеляж и плоскости крыльев выполнены из фанеры и перкали. Он был предельно легок. Выставленный на всеобщее обозрение на авиационной выставке в Берлине в 1928 году, он тогда на немцев особого впечатления не произвел.


В будущем использовался не только как учебный самолет, но нашел широкое применение в народном хозяйстве. А в начальной период войны обнаружилось, что У-2 может быть и полноценной боевой машиной. На вид очень легкий и хрупкий, но в ночном бою незаменимый, он вызывал у спесивых немцев неописуемый страх и уныние. Подумать только - скорость 100-130 километров в час, грузоподъемность незначительная, зато очень прост в управлении. Самое главное, больших площадок не требуется для посадки и взлета. Может садиться на лесной поляне или на коротком отрезке дороги. Таков наш У-2, любовно прозванный девушками "стрекозой". В народе был известен как "кукурузник", "огородник" или еще как-то. В самолете две совершенно открытые кабины - для летчика и штурмана. Не установлена рация, поэтому связь с землей отсутствовала. Самолет оснащен минимальным количеством приборов. Летчик и штурман могут общаться между собой с помощью примитивного переговорного устройства…


Но девушки в полку всегда были образцовыми летчицами, и все у них получалось точно по инструкции. Однажды оружейная группа уложила зажигательные бомбы в бомбодержатели под сиденьем без защитных колпачков. Достаточно было легкого нажатия на мембрану, чтобы бомбы самопроизвольно загорелись. Но как-то все обошлось. Как говорится, Бог миловал. Или другая ситуация. Командование не раз предупреждало летчиков, что лучшая маскировка - основа безопасности и благополучия. Оказывается, фронтовым штабом немцев был издан приказ, в котором определены меры поощрения за каждый выведенный из строя У-2 - денежная премия и Железный крест - высший из орденов рейха. И фашисты старались уничтожить самолеты любой ценой.


"Мы научились так искусно маскироваться, что немцы мучились в поисках мест базирования самолетов, - вспоминала М.Сыртланова. - За все годы войны им так и не удалось нас обнаружить".


Однако было бы ошибкой все преподносить в розовом свете. Уязвимость У-2 была чрезвычайной. Ведь он - тихоход. Стоит включить прожектора, тут же оказывается пойманным в перекрестных лучах. "О-о, если нас обнаруживали в ночной темноте, - не без ужаса рассказывает Магуба Хусаиновна, - то пиши пропало. Под перекрестными лучами слепнут глаза, не видно даже плоскостей крыльев. Тут же устремляются в небо трассы зенитных батарей. Дорога каждая секунда, а минуты кажутся вечностью. Ждешь не дождешься, когда же освободишься от бомбового груза. Тогда хоть можно сманеврировать. А пока груз подвешен - обязан двигаться точно по курсу, ровно по струнке…"


- В Моздоке это было, - продолжает она, - прожектор, что был установлен в центре города, на площади, был очень опасен для нас. Мы зафиксировали его и задались целью обезвредить. В ходе очередного ночного полета вижу, как прожектор схватывает один из наших самолетов. За нами он не охотился, поэтому мы легко вошли в луч этого прожектора и стали прицеливаться в его зеркало. Послали в него пару бомб. Вскоре видим, что лучи исчезли, значит, мы задачу свою выполнили. Но ситуация в боевой обстановке меняется в мгновение ока. В небо устремились лучи других прожекторов, и нас поймали в два счета. Тут же начался зенитный обстрел. Все, думаю, пришел конец. Как не хочется умирать так бесславно, ведь сделано на войне так мало…


Это с виду они - слабый пол. Что касается дела, они проявляют себя сильнее сильного. Сила женская дремлет до поры до времени. Как только подоспеет момент и потребуется переломить ситуацию, у любой из женщин вырывается наружу колоссальная энергия. Взять такой пример…


Возвращаясь с боевого задания, - уже налегке, можно просто маневрировать - Магуба вдруг увидела, как наши батареи впустую делают драгоценные выстрелы. Снаряды летят, но не долетают до цели. Как бы ребятам об этом сообщить, подправить? Вдруг осенила мысль, и самолет быстро пошел на снижение. К приятному удивлению артиллеристов, У-2 бесшумно снизился до 15-20 метров над землей. Магуба крикнула: "Не долетают сто метров!" - и стала набирать высоту. Развернувшись, стала следить за результатом корректировки огня. Повторив маневр, дала новую коррекцию. Оказалось, что так поступают и другие экипажи.
Если бы знал авиаконструктор, какое чудо из чудес он создал под условным названием У-2!


Нашим войскам многих трудов и потерь стоило высадить десант южнее Керчи, в районе поселка Эльтиген, но он оказался отрезанным от Большой земли. Попытки снабжать его с воздуха с помощью транспортных самолетов оказались малорезультативны. Сбрасываемый груз нередко долетал до немецких позиций. Решили использовать тихоходный У-2. Но в условиях темной южной ночи - хоть глаз выколи! - как сориентироваться?


"Летим над проливом, - вспоминает Сыртланова, - горизонт не просматривается. Приходится ориентироваться по приборам. Море угадывается лишь чутьем. Высота двести метров. Самолет испытывает прикосновение нижней кромки облачности. По истечении расчетного времени видим слабый огонь на земле.


Это - костер перед школой. Условный сигнал для нас. Снизившись почти что на высоту вытянутой руки, сбрасываем мешки, можно сказать, в объятия самих десантников. Вот что значит надежная техника в умелых руках!"


Каждый экипаж за ночь делает по нескольку боевых вылетов, нередко по 6-8. Это называется "ночи-максимумы". Разрушаются речные переправы, горят бензохранилища, рвутся склады боеприпасов, вдребезги летят зеркала прожекторов, прекращается продвижение колонн танков и автомашин, ликвидируется живая сила противника. На головы обезумевших немцев в ночной темноте не только бомбы летят, но и листовки. Боевые действия девичьего полка на дорогах Кавказских гор и близ морского берега были оценены высоко. Полку присуждается звание Таманского гвардейского.

 

Из книги "Советские военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."


...Тактика нашей авиации в период прорыва обороны в районе станицы Крымская носила ярко выраженный наступательный характер. Удачно было организовано взаимодействие между родами авиации. Над полем боя обычно первыми появлялись 3-4 пары истребителей для выяснения воздушной обстановки и передачи информации о ней на главную радиостанцию наведения. За ними через 10-15 минут подходили более крупные группы истребителей и завязывали бой. Затем над целью появлялись группы бомбардировщиков и штурмовиков в сопровождении истребителей. Не встречая со стороны средств ПВО противника серьезного противодействия, они атаковали цель с нескольких заходов.
Газета "Фронтовая правда" в номере от 18 октября 1944 года поместила корреспонденцию о летчице Магубе Сыртлановой, парторге полка. В ней рассказывалось, что гвардии лейтенант Сыртланова совершила 600 боевых вылетов, далее описывались обстоятельства очередного ночного вылета, когда жизнь отважного экипажа буквально висела на волоске.


"...Гвардии лейтенант Сыртланова ночью на своем По-2 вылетела на бомбардировку вражеского аэродрома в Севастополе. Когда до цели оставалось несколько минут полета, фашистские прожектористы обнаружили ее самолет и открыли огонь.


Штурман Сумарокова сбрасывает бомбовый груз на стоянку "Юнкерсов". Выполнив боевое задание, Сыртланова пытается уйти от лучей прожекторов, но тщетно. Тогда она решает сделать обманный маневр. Самолет, накренившись, устремляется к земле. Вражеские прожектористы, решив, что самолет подбит, потушили огни. Дав полный газ почти у самой земли, отважная летчица направляет самолет на свой аэродром. Мотор работал с перебоями. Летчице стало ясно, что ей не дотянуть до аэродрома. Что делать? Сдаться в плен? Нет, парторг никогда этого не сделает. Она поворачивает самолет к морю. Мотор заглох тогда, когда уже стал виден берег. Самолет сел удачно. Его колеса были на земле, а хвостовая часть самолета касалась воды . Железная воля, смелость и отвага парторга Сыртлановой оказались сильнее смерти .


Подробности той ночной "работы" станут известны потом, спустя годы. Магуба расскажет, что бои шли за Севастополь. Летали туда с Таманского полуострова. К цели вели два пути. Короткий - над сушей, напичканной сотнями зениток и прожекторов. Территория была занята аэродромами, откуда в любую минуту могли - и поднимались - "мессершмитты", "хейнкели", "фокке-вульфы". Длинный путь пролегал над морем. Встреча с вражеским кораблем хоть и представляла опасность, но не в той мере, что над сушей. За ночь над морем можно было делать два-три вылета, зато над сушей - пять-шесть. Магуба выбирала последнее. Однако опаснее ничего не придумаешь. Только за ту роковую ночь, описанную выше, в полку потеряли восьмерых подруг. Одна из них - Марина Чечнева - совершила свой героический вылет на глазах у М.Сыртлановой.


В минуту, когда над нашим бомбардировщиком "нависли" немецкие истребители, Чечнева приняла последнее решение: стала стремительно снижаться и отбомбилась по цели с минимальной высоты, приняв на себя смертельный удар. От близких взрывов самолет подбросило так, что от него только щепки разлетелись…Как отмечали потом боевые подруги, Магуба вовсе не производила впечатления героической женщины. Стройна, как натянутая струна, белолица, с красивым разлетом бровей вокруг лучистых серых глаз, с прямым красивым "греческим" носом - она была достойна кисти художника-портретиста. В общении добра и словоохотлива, говорит мягким красивым голосом. Ей бы в учителя или в артисты идти. А тут приходится самолет по ночному небу водить и уклоняться от преследования фашистов. С Дусей Носаль, лучшей летчицей полка, вылетели в непроницаемую ночную темень.


Сплошной туман, к тому же, к обоюдной досаде подруг, обнаружить цель не удалось. Пора и возвращаться. Но каково - с полным грузом несброшенных бомб!
Объяснений не оберешься, если даже все благополучно кончится. Стали искать - и повезло! В разрыве пелены тумана увидели, как движется немецкий эшелон. Стали снижаться и навели прицел на паровоз. Первыми бомбами ударили по нему, затем обрушились на вагоны. К этому месту возвращались четыре раза. К утру от эшелона с вооружением и боеприпасами остался лишь догорающий костер.


Отрывок аудиозаписи Магубы Хусаиновны Сыртлановой: "5 мая 1945 года - последняя боевая ночь нашего полка. Мы стояли тогда у местечка Про в 80 километрах севернее Берлина. Боевое задание - летать, сколько можем, и бомбить скопления немцев в районе Данцига.


Я лечу с Таней Сумароковой. Ночь стояла хорошая, но через 30-40 минут вошли в туман. Пришлось вести самолет по приборам. Я пошла на снижение. Штурман рассчитала точно. Выскочили из тумана прямо над целью. Это была группа боевых катеров. Видимо, гул наших моторов был услышан, и заработали прожектора. В это время поступила команда штурмана - взять курс такой-то и держать строго по горизонту. Это нужно, чтобы отбомбиться. У нас было шесть бомб. Когда уже оставалась самая малость, вот-вот отбомбимся, прожектора нас взяли со всех сторон. Бешено заработали зенитки. Нам ничего не оставалось, как сымитировать падение. Падаем. До воды, чувствую, 15-20 метров. Мы уже вне поля зрения противника. Резко набираю высоту в 350 метров, и ложимся на обратный курс. Подруги встречают в тревоге, расспрашивают. Не могут понять, как могли дотянуть до базы - весь самолет был изодран в клочья…"

Из наградного листа:


"… проявила себя волевым, мужественным и работоспособным командиром. От рядового летчика выросла до заместителя командира эскадрильи. Имеет хорошие организаторские способности и командирские навыки. Много работает по воспитанию своих подчиненных в духе преданности Родине…


Как парторг полка повседневно ориентировала личный состав на отличное выполнение боевых заданий командования. Лично сама произвела 782 боевых вылета с боевым налетом 928 часов, сбросила при уничтожении войск противника 140 тонн бомбового груза, в результате было вызвано 128 сильных взрывов, 85 очагов пожара, уничтожено два железнодорожных эшелона, 2 переправы противника, взорван склад с горючим, уничтожена живая сила и боевая техника…"
15 мая 1946 года страну облетела весть о присвоении Магубе Хусаиновне Сыртлановой звания Героя Советского Союза с вручением медали "Золотая Звезда" и ордена Ленина. Ранее она была награждена двумя орденами Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями.Еще до войны ее мать Зайнаб Сулеймановна Рахманкулова проживала в Казани. Магуба Хусаиновна, естественно, вернулась туда же. Чуть подправив здоровье, работала контролером ОТК на оборонном заводе. Но в возрасте 50 лет вынуждена была оставить работу. Остаток короткой жизни она посвятила семье, где росли две девочки, заодно с ними ходила в музыкальную школу, увлекалась шитьем и вязанием, посещала театры и концерты. По возможности ездила в родной Башкортостан. Татаро-башкирская школа, которую Сыртланова окончила в 1927 году, впоследствии была слита с другой, построенной по современному проекту. Находится она в Белебее по улице Чапаева и с 1972 года носит имя Героя Советского Союза Магубы Сыртлановой.


Белебей для меня самый близкий и любимый город, - пишет она в своих воспоминаниях. - Здесь я родилась в 1912 году и прожила 17 лет. Не припомню, сколько мне было лет, когда я впервые увидела самолет. Очевидно, он совершил вынужденную посадку на окраине города. Летчик ходил вокруг самолета, а нас близко не подпускал. Я тогда думала, что летчик - человек не обыкновенный, а железный. С того времени меня не покидала мысль стать летчиком". В школе создан и функционирует музей 46-го гвардейского Таманского женского авиационного полка. Он занимает просторный зал, по внутренней архитектуре является увеличенной копией фюзеляжа легендарного У-2 (По-2). Музей настолько богат реликвиями той военной поры, что к нему не зарастает народная тропа. Получены и хранятся воспоминания всех героинь полка, много личных вещей, предметов военного времени, а также книг. Школьный музей ведет переписку с десятками школ страны. Тесную связь с музеем поддерживают дочери Сыртлановой.

Из письма дочери Натальи Максимовны Бабкиной
"… Мама была энергичной, неутомимой, не умела сидеть без дела. Выйдя на пенсию, она нашла себе занятие: решила научиться шить, поступила на курсы кройки и шитья. У меня до сих пор хранится тетрадь с записями и чертежами. Я и сестра Светлана учились в музыкальной школе. А мама решила не отставать от нас, стала брать уроки музыки. Она любила петь башкирские песни, и огорчалась, что мы их не знаем. Умела очень заразительно смеяться, любила природу. Часто мы всей семьей выезжали в лес. Был у нас и "семейный совет", председателем была мама. Папе с этим пришлось смириться.


… Когда мама тяжело заболела, для нас это было настоящим испытанием. Мне тогда было 10 лет. Мы с сестрой даже не представляли, что маме грозит неподвижность. Мы часто навещали ее в больнице. Мама вела себя спокойно, расспрашивала нас об учебе, говорила, что скоро поправится…"
Ее не стало 1 октября 1971 года.


Бытует мнение, что страсть к небу - самая высокая страсть. Во всяком случае, человек, однажды испытавший счастье самостоятельного полета, уже никогда не изменит своей мечте. Если, конечно, в душе он - летчик. Не трудно себе представить, как грезила Магуба Хусаиновна небом, когда роковая болезнь приковала ее к больничной койке.


Вполне допустима мысль, что она не умерла, ее образ-светлый и неповторимый, на фотографиях и в теплых описаниях-продолжает жить в памяти народа. И приятно сознавать, что нашу героиню и ее боевых подруг хорошо знают не только ветераны, но и юные граждане страны.


Каждая из легендарных летчиц и сегодня сияет на небосклоне яркой звездой. Казанцы чтят память советской патриотки, героини. Решением городского Совета депутатов трудящихся от 30 мая 1972 года в Приволжском районе одна из улиц названа именем Магубы Сыртлановой.


 

>> Р. Зорге

>> Пр. Победы

>> Ю. Фучика

>> Г. Сафиуллина

>> Н. Гарифьянова

>> М. Сыртлановой

>> Кул Гали

статистика

    webmaster