навигация |
|
Кул Гали
История жизни и творчества поэта
Содержание:
o Место рождения поэта и краткая история его жизни
o Государство волжско-камских булгар
o Государство БУЛГАРИЯ
o Возникновение государства
o Расцвет домонгольской Булгарии
o Богатство Булгарии
o Булгария под властью Золотой Орды
o Кул Гали стал "рабом" из-за сочувствия к своему народу
o Почему же Кул Гали вошел в историю?
o Мое мнение о творчестве Кул Гали
1. Место рождения поэта и краткая история его жизни
КУЛ Гали широко распространенной в рукописных списках по Уральскому-Поволжью.
Писал на лит. яз. тюрки. По родословной башк. поэта и ученого Тажетдина
Ялсыгула аль-Башкорди, Кул Гали 45 лет служил мударрисом в Хорезме, затем
вернулся в Волжскую Булгарию, где, вероятно, погиб после 1236 года в ходе
татаро-монгольских завоеваний.
2. Государство волжско-камских булгар
Государство волжско-камских булгар (тюркоязычные племена, кочевавшие в
Приазовье в VII в., затем переселились в Ср. Поволжье. Их потомки - чуваши,
казанские татары и др.), финно-угорских народов и других в Среднем Поволжье
и Прикамье в X -нач. XV веков.
Столицы: г. Булгар, с XII в. - г. Биляр.
Торговля с Арабским халифатом, Византией, восточными славянами и др.
Военное и торговое соперничество с Киевской Русью, позднее -
Владимиро-Суздальской Русью.
Покорена монголо-татарами к 1240 году. Ко 2-й половине XIV века распалась на
Болгарское и Жукотинское княжества.
3. Государство БУЛГАРИЯ
Государство БУЛГАРИЯ сыграло важную роль в процессе этногенеза современных
казанских татар, чувашей, мордвы, удмуртов, мари и коми.
Получило свое название от племенного объединения тюркоязычных кочевников,
переселившихся в Волжско-Камский регион из Приазовских степей в VII-VIII вв.
Под влиянием местных земледельческих финно-угорских племен булгары (болгары)
переходят к оседлому образу жизни.
4. Возникновение государства
Первые письменные известия о Булгарии относятся к началу X в. - времени
становления булгарского государства, центром которого стал город Булгар
(ныне с.Болгары Болгарского р-на Татарии). Молодое государство попало в
зависимость от могущественного Хазарского каганата. Для укрепления своего
положения булгарский царь Альмас обратился за поддержкой к Арабскому
халифату, в результате чего Булгария приняла ислам в качестве
государственной религии. Распад Хазарского каганата после его разгрома
киевским князем Святославом I Игоревичем в 965 закрепил фактическую
независимость Булгарии.
5. Расцвет домонгольской Булгарии
Булгария становится самым сильным государством в Среднем и Нижнем Поволжье,
благосостояние которого обеспечивалось за счет ее выгодного географического
положения на пересечении водных и сухопутных торговых путей, а также
благодаря обилию плодородных черноземных почв. Булгария стала центром
производства и вывоза пшеницы, мехов, скота, рыбы, меда, орехов и изделий
различных ремесел (шапки, сапоги, известные на Востоке как "булгари",
изделия из металла, кожи). Однако основной оборот булгарских купцов
составлял торговый транзит между Востоком и Западом, кроме того, Булгар был
известен своим рынком невольников, которые привозились из русских земель и
северного Поволжья. Для осуществления торговых операций в Булгарии с начала
X века чеканилась собственная монета - дирхем.
6. Богатство Булгарии
Богатство Булгарии, ее стремление контролировать торговлю с Востоком привели
к частым нападениям соседей. Если борьба булгар с кочевниками-половцами была
достаточно успешной, то столкновения с русскими князьями причиняли Булгарии
значительно больший ущерб. Уже в 985г. князь Владимир совершил удачный поход
на Булгарию, а в XII веке с возвышением Владимиро-Суздальского княжества,
стремившегося распространить свое влияние в Поволжье, борьба между двумя
соседями обострилась. Постоянная военная угроза вынудила булгар перенести
свою столицу в глубь страны - в город Биляр (ныне с. Билярск Алексеевского
района Татарии), получивший в русских источниках имя "Великого города".
Несмотря на то, что булгарам удалось в 1219г. захватить и разграбить Устюг,
в целом превосходство было на стороне русских. Особенно тяжелое поражение
Булгария потерпела в 1220 году, когда русскими дружинами был взят Ошель и
др. камские города. Лишь богатый откуп позволил булгарам избежать разорения
столицы. После этого установился мир, подтвержденный в 1229г. обменом
военнопленных.
Появление в восточноевропейских степях монголо-татарских орд заставило
примириться давних соперников. В 1223г. монголы разгромили русско-половецкое
войско в битве на Калке, но на обратном пути были сильно потрепаны
булгарами. В 1229 и 1232 годах булгарам удается отразить набеги монголов. В
1236г. Батый, собрав значительные силы, начинает крупнейший поход на Запад.
Первой его жертвой стала Булгария. Осенью того же года Биляр и др. города
были захвачены и разорены, после чего монголы двинулись на Русь. Однако
сопротивление еще не было сломлено окончательно, и в 1240 году Булгария
вновь подверглась разорению кочевников.
7. Булгария под властью Золотой Орды
В 1243г. Батый основал в границах монгольской империи государство Золотая
Орда, одной из провинций которого стала Булгария. Несмотря на утрату своей
самостоятельности, она пользовалась некоторой автономией, ее правители стали
вассалами золотоордынского хана, платили ему дань и поставляли воинов в
ордынское войско. Высокая культура Булгарии стала важнейшей составной частью
культуры Золотой Орды.
Прекращение разорительных набегов кочевников, восстановление торговых связей
помогло возродить экономику Булгарии. Наивысшего расцвета она достигла в
первой половине XIV века, чему способствовало и утверждение ислама в
качестве государственной религии Золотой Орды. Булгария в этот период
выступает проводником мусульманства для соседних народов - мордвы, вотяков,
башкир. Кроме того, город Булгар становится временной резиденцией
золотоордынского хана. Город привлекал своими кирпичными и белокаменными
сооружениями. Множество дворцов, мечетей, караван-сараев, а также
общественные бани, мощеные улицы, подземный водопровод свидетельствовали о
богатстве и процветании Булгара. Булгары первыми в Европе освоили плавку
чугуна, из которого отливали котлы. Их металлические изделия, украшения,
керамика получили широкое распространение в средневековой Европе и Азии.
8. Кул Гали стал "рабом" из-за сочувствия к своему народу
Кул Гали не был коренным казанцем. Доподлинно известно, что он подолгу жил
в обеих столицах Волжской Булгарии - Биляре и Болгаре, а также в Алабуге,
Нур-Суваре и древнем городке Кашане (отсюда псевдоним - Кул Гали Кашани)...
Но наверняка он бывал и в Казани, уже в те годы - в конце XII- начале XIII
веков - набиравшей силу, чтобы через сто лет стать новой столицей
Булгарского государства под названием "Болгар аль-Джадид" ("Новый Болгар").
9. Почему же Кул Гали вошел в историю?
Если бы Кул Гали ничего в своей жизни не совершил, кроме того, что написал
свою замечательную поэму "Кыйса-и Йосыф" ("Сказание о Юсуфе"), он все равно
бы вошел в историю. Его имя стоит в одном ряду с такими известными
стихотворцами Востока, как Омар Хайям, Хафиз, Низами, Навои, Шота
Руставели... Весь мир отмечал в 1983 году 800-летие со дня рождения Кул Гали
как великого поэта, внесшего яркую жемчужину в фонд мировой культуры.
Подлинник поэмы до нас не дошел, но сохранились многочисленные списки.
Произведение построено на коранических и библейских образах, берущих начало
в ассирийско-вавилонских преданиях II тысячелетия до н.э. "Международный
сюжет" о прекрасном Юсуфе (Иосифе Прекрасном) хорошо известен как на
Востоке, так и на Западе, - возможно, еще и этим объясняется такая
необычайная популярность бессмертной поэмы Кул Гали. Главная ее идея -
стремление создать справедливое общество, осуждение распрей, призыв к миру.
Если учесть, что книга была написана и стала широко распространяться в
период монгольского нашествия, станет ясно, насколько актуальной она тогда
была.
Впрочем, ею зачитывались и последующие поколения, о необычайно высоком
"рейтинге" поэмы о прекрасном Юсуфе говорит и тот факт, что вплоть до XIX
века эта книга оставалась непременным атрибутом приданого казанских невест.
По ней люди сверяли свои нравственные ориентиры: те, кто помладше, брали
образцом для подражания Юсуфа, а старшее поколение - его отца Якуба.
Поэма, написанная на кыпчакско-огузском варианте старотюркского
литературного языка, дала толчок развитию всей тюркской поэзии. Турок Хамза,
узбек Дурбек и многие другие средневековые мастера художественного слова
считали булгарского поэта своим учителем.
Однако Кул Гали был знаменит, причем еще при жизни, не только тем, что умел
красиво и складно складывать слова в рифмованные строки. Практически вся его
жизнь пришлась на время правления диктатора Чельбира. Роль этого кана (так в
Волжской Булгарии называли царей) в истории булгарского государства
неоднозначна. Многие считают, что именно при нем держава добилась своего
наибольшего могущества и расцвета. Однако на это же время приходятся и
ужасная нищета народа, и непомерные налоги, и кровавые междоусобные распри.
Величие и мощь булгарского царства Чельбир, как позже Иван Грозный и Петр I
в России, строил на крови и костях своих подданных. Тем не менее находятся
историки - и таких, надо заметить, большинство, - оправдывающие любую
жестокость при создании жесткого централизованного государства. Хотя история
многовариантна, в ней почти всегда есть выбор, "жесткие государственники"
непременно порождают "демократическую оппозицию". К ней мы можем причислить
и Кул Гали.
Мое мнение о творчестве Кул Гали
Поэма Кул Гали "Кысса-и Йусуф", возникнув в определенную историческую эпоху,
не умерла вместе с ней, как один из шедевров мировой литературы продолжает
жить и приносить художественное наслаждение последующим поколениям,
передавая им жизненный опыт прошлого. Она близка и дорога нам своим
мироощущением, страстной проповедью добра, мира и справедливости.
"В моем родном доме до сих пор хранится булгарское зеркало. Зеркало XII
века. В четырех углах его-четыре птицы. Они "Книгу о Йусуфе" донесли до
прошлого времени. Теперь, после долгого перелета, сидят, отдыхают. Крылатое
великое искусство".
Наверное, нет путей через века,
Трагичней, чем у книги стиха.
Причастны к той судьбе, живем, пока
Живут в народе и Йусуф, и Зулейха.
Баки Урманче
|