на главную

RUS     ENG     TAT     DE

навигация

 

Кул Гали


История жизни и творчества поэта

Содержание:
o Место рождения поэта и краткая история его жизни
o Государство волжско-камских булгар
o Государство БУЛГАРИЯ
o Возникновение государства
o Расцвет домонгольской Булгарии
o Богатство Булгарии
o Булгария под властью Золотой Орды
o Кул Гали стал "рабом" из-за сочувствия к своему народу
o Почему же Кул Гали вошел в историю?
o Мое мнение о творчестве Кул Гали


1. Место рождения поэта и краткая история его жизни


КУЛ Гали широко распространенной в рукописных списках по Уральскому-Поволжью. Писал на лит. яз. тюрки. По родословной башк. поэта и ученого Тажетдина Ялсыгула аль-Башкорди, Кул Гали 45 лет служил мударрисом в Хорезме, затем вернулся в Волжскую Булгарию, где, вероятно, погиб после 1236 года в ходе татаро-монгольских завоеваний.
 

 

 

2. Государство волжско-камских булгар


Государство волжско-камских булгар (тюркоязычные племена, кочевавшие в Приазовье в VII в., затем переселились в Ср. Поволжье. Их потомки - чуваши, казанские татары и др.), финно-угорских народов и других в Среднем Поволжье и Прикамье в X -нач. XV веков.
Столицы: г. Булгар, с XII в. - г. Биляр.
 Торговля с Арабским халифатом, Византией, восточными славянами и др. Военное и торговое соперничество с Киевской Русью, позднее - Владимиро-Суздальской Русью.
Покорена монголо-татарами к 1240 году. Ко 2-й половине XIV века распалась на Болгарское и Жукотинское княжества.
 

3. Государство БУЛГАРИЯ


Государство БУЛГАРИЯ сыграло важную роль в процессе этногенеза современных казанских татар, чувашей, мордвы, удмуртов, мари и коми.
Получило свое название от племенного объединения тюркоязычных кочевников, переселившихся в Волжско-Камский регион из Приазовских степей в VII-VIII вв. Под влиянием местных земледельческих финно-угорских племен булгары (болгары) переходят к оседлому образу жизни.
 

4. Возникновение государства


Первые письменные известия о Булгарии относятся к началу X в. - времени становления булгарского государства, центром которого стал город Булгар (ныне с.Болгары Болгарского р-на Татарии). Молодое государство попало в зависимость от могущественного Хазарского каганата. Для укрепления своего положения булгарский царь Альмас обратился за поддержкой к Арабскому халифату, в результате чего Булгария приняла ислам в качестве государственной религии. Распад Хазарского каганата после его разгрома киевским князем Святославом I Игоревичем в 965 закрепил фактическую независимость Булгарии.
 

5. Расцвет домонгольской Булгарии


Булгария становится самым сильным государством в Среднем и Нижнем Поволжье, благосостояние которого обеспечивалось за счет ее выгодного географического положения на пересечении водных и сухопутных торговых путей, а также благодаря обилию плодородных черноземных почв. Булгария стала центром производства и вывоза пшеницы, мехов, скота, рыбы, меда, орехов и изделий различных ремесел (шапки, сапоги, известные на Востоке как "булгари", изделия из металла, кожи). Однако основной оборот булгарских купцов составлял торговый транзит между Востоком и Западом, кроме того, Булгар был известен своим рынком невольников, которые привозились из русских земель и северного Поволжья. Для осуществления торговых операций в Булгарии с начала X века чеканилась собственная монета - дирхем.
 

6. Богатство Булгарии


Богатство Булгарии, ее стремление контролировать торговлю с Востоком привели к частым нападениям соседей. Если борьба булгар с кочевниками-половцами была достаточно успешной, то столкновения с русскими князьями причиняли Булгарии значительно больший ущерб. Уже в 985г. князь Владимир совершил удачный поход на Булгарию, а в XII веке с возвышением Владимиро-Суздальского княжества, стремившегося распространить свое влияние в Поволжье, борьба между двумя соседями обострилась. Постоянная военная угроза вынудила булгар перенести свою столицу в глубь страны - в город Биляр (ныне с. Билярск Алексеевского района Татарии), получивший в русских источниках имя "Великого города". Несмотря на то, что булгарам удалось в 1219г. захватить и разграбить Устюг, в целом превосходство было на стороне русских. Особенно тяжелое поражение Булгария потерпела в 1220 году, когда русскими дружинами был взят Ошель и др. камские города. Лишь богатый откуп позволил булгарам избежать разорения столицы. После этого установился мир, подтвержденный в 1229г. обменом военнопленных.
Появление в восточноевропейских степях монголо-татарских орд заставило примириться давних соперников. В 1223г. монголы разгромили русско-половецкое войско в битве на Калке, но на обратном пути были сильно потрепаны булгарами. В 1229 и 1232 годах булгарам удается отразить набеги монголов. В 1236г. Батый, собрав значительные силы, начинает крупнейший поход на Запад. Первой его жертвой стала Булгария. Осенью того же года Биляр и др. города были захвачены и разорены, после чего монголы двинулись на Русь. Однако сопротивление еще не было сломлено окончательно, и в 1240 году Булгария вновь подверглась разорению кочевников.
 

7. Булгария под властью Золотой Орды


В 1243г. Батый основал в границах монгольской империи государство Золотая Орда, одной из провинций которого стала Булгария. Несмотря на утрату своей самостоятельности, она пользовалась некоторой автономией, ее правители стали вассалами золотоордынского хана, платили ему дань и поставляли воинов в ордынское войско. Высокая культура Булгарии стала важнейшей составной частью культуры Золотой Орды.
Прекращение разорительных набегов кочевников, восстановление торговых связей помогло возродить экономику Булгарии. Наивысшего расцвета она достигла в первой половине XIV века, чему способствовало и утверждение ислама в качестве государственной религии Золотой Орды. Булгария в этот период выступает проводником мусульманства для соседних народов - мордвы, вотяков, башкир. Кроме того, город Булгар становится временной резиденцией золотоордынского хана. Город привлекал своими кирпичными и белокаменными сооружениями. Множество дворцов, мечетей, караван-сараев, а также общественные бани, мощеные улицы, подземный водопровод свидетельствовали о богатстве и процветании Булгара. Булгары первыми в Европе освоили плавку чугуна, из которого отливали котлы. Их металлические изделия, украшения, керамика получили широкое распространение в средневековой Европе и Азии.
 

8. Кул Гали стал "рабом" из-за сочувствия к своему народу


Кул Гали не был коренным казанцем. Доподлинно известно, что он подолгу жил в обеих столицах Волжской Булгарии - Биляре и Болгаре, а также в Алабуге, Нур-Суваре и древнем городке Кашане (отсюда псевдоним - Кул Гали Кашани)... Но наверняка он бывал и в Казани, уже в те годы - в конце XII- начале XIII веков - набиравшей силу, чтобы через сто лет стать новой столицей Булгарского государства под названием "Болгар аль-Джадид" ("Новый Болгар").
9. Почему же Кул Гали вошел в историю?
Если бы Кул Гали ничего в своей жизни не совершил, кроме того, что написал свою замечательную поэму "Кыйса-и Йосыф" ("Сказание о Юсуфе"), он все равно бы вошел в историю. Его имя стоит в одном ряду с такими известными стихотворцами Востока, как Омар Хайям, Хафиз, Низами, Навои, Шота Руставели... Весь мир отмечал в 1983 году 800-летие со дня рождения Кул Гали как великого поэта, внесшего яркую жемчужину в фонд мировой культуры. Подлинник поэмы до нас не дошел, но сохранились многочисленные списки. Произведение построено на коранических и библейских образах, берущих начало в ассирийско-вавилонских преданиях II тысячелетия до н.э. "Международный сюжет" о прекрасном Юсуфе (Иосифе Прекрасном) хорошо известен как на Востоке, так и на Западе, - возможно, еще и этим объясняется такая необычайная популярность бессмертной поэмы Кул Гали. Главная ее идея - стремление создать справедливое общество, осуждение распрей, призыв к миру. Если учесть, что книга была написана и стала широко распространяться в период монгольского нашествия, станет ясно, насколько актуальной она тогда была.
Впрочем, ею зачитывались и последующие поколения, о необычайно высоком "рейтинге" поэмы о прекрасном Юсуфе говорит и тот факт, что вплоть до XIX века эта книга оставалась непременным атрибутом приданого казанских невест. По ней люди сверяли свои нравственные ориентиры: те, кто помладше, брали образцом для подражания Юсуфа, а старшее поколение - его отца Якуба.
Поэма, написанная на кыпчакско-огузском варианте старотюркского литературного языка, дала толчок развитию всей тюркской поэзии. Турок Хамза, узбек Дурбек и многие другие средневековые мастера художественного слова считали булгарского поэта своим учителем.
Однако Кул Гали был знаменит, причем еще при жизни, не только тем, что умел красиво и складно складывать слова в рифмованные строки. Практически вся его жизнь пришлась на время правления диктатора Чельбира. Роль этого кана (так в Волжской Булгарии называли царей) в истории булгарского государства неоднозначна. Многие считают, что именно при нем держава добилась своего наибольшего могущества и расцвета. Однако на это же время приходятся и ужасная нищета народа, и непомерные налоги, и кровавые междоусобные распри. Величие и мощь булгарского царства Чельбир, как позже Иван Грозный и Петр I в России, строил на крови и костях своих подданных. Тем не менее находятся историки - и таких, надо заметить, большинство, - оправдывающие любую жестокость при создании жесткого централизованного государства. Хотя история многовариантна, в ней почти всегда есть выбор, "жесткие государственники" непременно порождают "демократическую оппозицию". К ней мы можем причислить и Кул Гали.
Мое мнение о творчестве Кул Гали
Поэма Кул Гали "Кысса-и Йусуф", возникнув в определенную историческую эпоху, не умерла вместе с ней, как один из шедевров мировой литературы продолжает жить и приносить художественное наслаждение последующим поколениям, передавая им жизненный опыт прошлого. Она близка и дорога нам своим мироощущением, страстной проповедью добра, мира и справедливости.
"В моем родном доме до сих пор хранится булгарское зеркало. Зеркало XII века. В четырех углах его-четыре птицы. Они "Книгу о Йусуфе" донесли до прошлого времени. Теперь, после долгого перелета, сидят, отдыхают. Крылатое великое искусство".
Наверное, нет путей через века,
Трагичней, чем у книги стиха.
Причастны к той судьбе, живем, пока
Живут в народе и Йусуф, и Зулейха.
Баки Урманче

 

>> Р. Зорге

>> Пр. Победы

>> Ю. Фучика

>> Г. Сафиуллина

>> Н. Гарифьянова

>> М. Сыртлановой

>> Кул Гали

статистика

    webmaster